Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:20 

Возвращаясь к сказанному...

С уважением, Сергей Николаевич
... здесь: sergeynikolaevich.diary.ru/p202407876.htm

Только теперь о литературе. Вычитал замечание о том, что в программе средней школы (обязательная часть) практически нет мировой литературы. И призадумался...

Давайте постараемся вспомнить "школьные годы чудесные". Какие произведения мировой литературы были в школьной программе? С заучиванием отрывков, описанием характеров, с сочинениями... То есть какие произведения мировой литературы изучались в школе так же, как и произведения русской/советской литературы?

Я честно скажу - я не помню. Ни сочинений, ни характеров... Был только "Гамлет", по-моему и "Дон Кихот".

URL
Комментарии
2015-02-05 в 12:23 

Киже
2-12-85-06
Сергей Николаевич, у нас точно были мифы Древней Греции и "Одиссея", "Ромео и Джульетта"... Пока не вспоминается больше ничего. Школу окончила в 1990-м.

2015-02-05 в 12:26 

Тихе
На совести были видны явные следы угрызений
Одиссею помню, Дон-кихота, Гаргантюа и Пантагрюэль (читала только Одиссею, после школы, остальные не читала - я вообще поражаюсь, как я сумела откосить от всех произведений, которые мы изучали в школе, при этом писала сочинения и была отличницей... но программные произведения не читала, при том, что даже не было никаких "кратких перессказов")

2015-02-05 в 13:23 

Q River
Идите в ж.пу! Йа - фея!
Джек Лондон был, стопудово, за ради этого и покупался в свое время, ибо в программе значился.

2015-02-05 в 13:24 

С уважением, Сергей Николаевич
Я помню книгу: Хрестоматия по зарубежной литературе. Но это было как бы факультативно.... В обязательной части по литературе я не помню зарубежной. Может память моя однобока, но не помню. Школу я заканчивал в 1978 году.

Вот по памяти, что мы изучали в школе на уроках литературы:
- Ломоносов М.В. был представлен "Одой на вошествие..." До Ломоносова присутствовало только "Слово о полку Игореве" - потом 600 летний перерыв и Ломоносов. Помню, был Фонвизин.
- Пушкин был всегда. От "Румяной зарею покрылся восток" ;-) в 5-м классе (шутка такая) до Евгения Онегина в старших классах. Естественно - "Капитанская дочка" как превозвестник Октябрьской революции. "Евгений Онегин" чуть ли не полгода проходили. Девочки заучивали письмо Татьяны, мальчики - ответное письмо Онегина: Я знаю, век уж мой измерен. Но что б продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с Вами днем увижусь я.
- Грибоедов "Горе от ума" с обязательным заучиванием "А судьи кто?!".
- Лермонтов и "Мцыри" наизусть. Про "Демона" не помню, кажется его вообще не упоминали от греха подальше. "Герой нашего времени" с сочинением.
- Николай Васильевич Гоголь был представлен "Мертвыми душами" Тоже, где-то на месяц....
- "Что делать" Николая Гавриловича терзал молодые умы еще недели две или три.
- Островский и "Гроза". С этого начинается Белинский и Добролюбов. Про свое отношение к Катерине не нужно было упоминать, а вот Белинского - обязательно.
- Некрасов. "Кому на Руси жить хорошо". Ясно, что всем плохо. Хорошо только Грише Добронравову (хотя он кажется совершеннейшим дурачком.) "а по бокам-то все косточки русские" и "есть женщины в русских селениях" в обязательном порядке наизусть.
- Лев Николаевич царствовал на уроках литературы почти всю третью четверть. В основном "Война и мир".
- Иван Сергеевич Тургенев был представлен "Отцами и детьми". Нигилизм проникал в наши души, но все понимали, чем это заканчивалось.
- Чехов и Горький. "Песня о соколе" и "Песня о буревестнике" заканчивали русскую литературу и обозщначали переход к советской. Советская начиналась с Блока.
- в части советской литературы преимущество было у Шолохова с "Поднятой целиной". Тоже на третью четверть растянули.

А вот зарубежной литературы в каких-то объемах - не помню.

URL
2015-02-05 в 13:27 

С уважением, Сергей Николаевич
Q River,
У нас Джек Лондон отдельно не изучался. Он упоминался. Да и то потому, что перед смертью В.И. Ленину читали "Любовь к жизни". Если бы не этот факт, то Лондона даже и не упомянули бы. Кстати, северные рассказы - да. А "Мартин Иден", "Маленькая хозяйка большого дома", "Железная пята" - нет.

URL
2015-02-05 в 13:43 

Scintilla
Что ни делается, к лучшему.
У нас был дополнительный предмет "Мировая литература", не помню, именно на нем, или просто на литературе, но мы изучали: Шекспир (Роме и Джульетта, Гамлет), Диккенс (Оливер Твист), Экзюпери с маленьким принцем, Сервантес и Дон Кихот, Фауст Гете, Оскар Уайлд.

2015-02-05 в 13:58 

С уважением, Сергей Николаевич
Scintilla,
У нас был дополнительный предмет
Ключевое слово - дополнительный. А как основной?

URL
2015-02-05 в 14:11 

Леночка-Конфеточка
Mind over heart.
Сергей Николаевич, точно помню, как в 8м классе разбирали характеры героев "Детей капитана Гранта", вот)

2015-02-05 в 15:18 

С уважением, Сергей Николаевич
Леночка-Конфеточка,
точно помню, как в 8м классе разбирали характеры героев "Детей капитана Гранта", вот)
М-да. А я вот не разбирал....

Но зато я ими зачитывался.

URL
2015-02-05 в 19:04 

Q River
Идите в ж.пу! Йа - фея!
Сергей Николаевич, а еще О. Генри был! "Дары волхвов", как щаз помню. И иллюстрации их учебника до сих пор помню.

2015-02-05 в 19:17 

С уважением, Сергей Николаевич
Q River,
а еще О. Генри был!
Да Вы прекрасно образованы в области литературы! Честно слово, я завидую.

Я как вспомню уроки литературы... Почему-то особо запали в память посвященные "Поднятой целине" и "Преступлению и наказанию". Вот особенно "Поднятая целина" мне запомнилась. Нужно отдать должное нам. Мы умудрялись писать сочинения, отвечать на уроках литературы по темам "Поднятой целины" и "Войны и мира" не читая самих этих произведений....

Мы, конечно, смеялись над перлами школьных сочинений, типа: на своем первом балу Наташа танцевала со Штирлицем. Это я сейчас понимаю - эту фразу написал честный человек. Он не стал расписывать сцену с дубом (высший стиль сочинения по "Войне и миру"), терзания героев, переставляя слова из учебника... Он написал то, что увидел своими глазами, что почувствовал...

URL
2015-02-05 в 19:29 

Q River
Идите в ж.пу! Йа - фея!
Сергей Николаевич, я немного позднее училась, программа и ценности были уже не те:soton: Замятина читали совершенно открыто, и Мастера с Маргаритой обсуждали на уроках, и за сочинение о том, что Наташа Ростова была редкостной по тем временам дурой, мне 5 поставили:-D Поинтереснее было, чем Шолохова патетически обсуждать)))

2015-02-05 в 19:44 

С уважением, Сергей Николаевич
Q River,
Вот, боюсь, что времена единого подхода к образу Наташи Ростовой возвращаются.

URL
2015-02-05 в 19:47 

Q River
Идите в ж.пу! Йа - фея!
Сергей Николаевич, есть такое, есть, у меня дочь 4-й класс богоугодной МОУ СОШ посещает... Хочется делать вот так::facepalm3::facepalm3::facepalm3:

2015-02-05 в 20:03 

С уважением, Сергей Николаевич
Q River,
богоугодной МОУ СОШ
А что это?

URL
2015-02-05 в 20:12 

Q River
Идите в ж.пу! Йа - фея!
Сергей Николаевич, Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа:soton: Это так теперь обычные средние школы называются:beg:

2015-02-06 в 07:38 

feet of flame
Tir na Nog
Дары волхвов, ага)))
Еще почему-то вспоминается Хэмингуей, но не уверена, что я не путаю.
А я сбегала с укропов литературы и читала в библиотеке хоббита в журнальной подписке:)

2015-02-06 в 07:41 

Q River
Идите в ж.пу! Йа - фея!
feet of flame, Хэмингуэя не припоминаю, а вот Рубаи Хайямовские точно были в старших классах, наизусть зачем-то учили:-D

2015-02-06 в 09:43 

Scintilla
Что ни делается, к лучшему.
Сергей Николаевич, основной - просто литература : ) На ней были и упоминаемый Замятин, и Шолохов, и Куприн, и Толстой и Тургенев и Бунин - вся классика.
Я-то читала все заранее, поэтому проблем не испытывала. Что-то шло хорошо, что-то хуже, но я умею читать по диагонали - это сильно упрощает чтение того, что не очень нравится.
А вот О'Генри у нас не было - а я его очень люблю до сих пор)

Самое главное - цель литературы должна быть в любви к чтению, а ее прививают крайне редко - как раньше, так и сейчас (да и в любые времена) - зависит от учителя, конечно, а настоящие учителя попадаются, мягко говоря, не часто. Научить учиться и хотеть узнавать новое - не просто.
Как ни странно, мне нравился и Тургенев, и что-то из Толстого, и Бунин, и Пушкинские рассказы Белкина - многое. Но,думаю, именно потом, что читала я это заранее - без спешки, и по собственному интересу.

2015-02-06 в 10:15 

С уважением, Сергей Николаевич
Scintilla,
На ней были и упоминаемый Замятин
Замятин. В школе. И еще Бунин.
В нашей школе только за упоминание их можно было испортить себе биографию. Не, не уверен. Основная масса тоже про них не знала.

Самое главное - цель литературы должна быть в любви к чтению, а ее прививают крайне редко - как раньше, так и сейчас (да и в любые времена) - зависит от учителя, конечно, а настоящие учителя попадаются, мягко говоря, не часто. Научить учиться и хотеть узнавать новое - не просто.
Это точно. Особенно нам не хватает стремления к знаниям. Про жажду знаний я уж не говорю.

Как ни странно, мне нравился и Тургенев
Что ж тут странного?

Я чувствую себя динозавром. Динозавром, который почти весь вымер. Имена-то какие. Замятина в школе, Солженицына в школе. (Я не помню, принимал ли участие в торжественной линейке посвященной высылке Солженицына. Наверное - нет, еще мал был.) Хемингуэя, Ремарка (чей отрывок в переводе feet of flame запал мне в сердце), О'Генри, даже Джека Лондона и Марка Твена не было в моей школе. Этих узнавали отдельно, вне рамок школьной программы. Помню взлет популярности "Мастера и Маргариты" в конце 70-х. Мне попалась переплетенная ксерокопия журнальной публикации, выделенная мне на три дня.

Ну что же... Есть куда расти. Кроме образов коммунистов в "Поднятой целине", столкновения Болконского с дубом и лишнего человека Печорина есть еще Роберт Джордан, есть масса других, с которыми хотелось бы познакомиться.

URL
2015-02-06 в 12:58 

Экзюпери, Хемингуэй, сказания и мифы Древней Греции, Байрон, пару раз читали хокку (или хайку?),
Грин, Петрарка....а больше в голову ничего не идет...

2015-02-06 в 13:04 

С уважением, Сергей Николаевич
RAVENa-,
Экзюпери, Хемингуэй, сказания и мифы Древней Греции, Байрон, пару раз читали хокку (или хайку?), Грин, Петрарка...
В базовой школьной программе? Это где и в каком году? (чуть было не написал в веке.)

URL
2015-02-06 в 13:08 

ну, думаю, в школьные годы это по доброй воле никто бы не читал)))
Не могу сказать в какой году, скорее то, что вообще вспомнила со школьных времен.
Теоретически я могла это прочитать самостоятельно

2015-02-06 в 13:25 

С уважением, Сергей Николаевич
RAVENa-,
Речь не о том, что мы читали в школьные годы. Речь о том, что входило в школьную программу по литературе. Какие произведения мировой классики, были ли сочинения по этим произведениям, учение наизусть? То, с чем ассоциируется у нас (у меня?) урок литературы в школе.

Я вот не помню что бы мы изучали мировую классику в школе. Хотя бы в половину от того, как изучали русскую и советскую литературу.

Я честно скажу - спасибо за то, что в школьной программе появилось изучение (да и просто упоминание) о других произведениях. У нас это было совсем немного. Ну не уделяли Байрону много внимания в наше время. Да, мировая классика упоминалась. У меня даже была такая толстая "Хрестоматия по зарубежной литературе для учащихся старших классов". Но я не помню уроков по зарубежной литературе.

Можно сделать вывод: далеко не все в советском образовании было лучше всех. Как мы выяснили на моем примере, одним из огрехов был малый объем преподавания классики мировой литературы. Не просто знакомство с произведениями, а именно изучение - с сочинениями, с чтением наизусть, рассказом о характерах и образах.

URL
2015-02-06 в 14:15 

Сергей Николаевич, вы не поняли, я имела в виду, что авторов, которые я упоминала выше, входили в мою школьную программу. То, что в недостаточном объему изучалась мировая литература мы уже выяснили, но я ответили на вопрос "Какие произведения мировой литературы были в школьной программе?
Произведения, я вспомнила не все, поэтому упомянула только авторов.
По Байрону и хокку сочинений мы не писали, но по всем остальным были и разбор полетов характеров, и "что хотел сказать автор этой фразой?" и сочинение на тему "раскрытие характеров ГГ" и тд.

2015-02-06 в 15:39 

С уважением, Сергей Николаевич
RAVENa-,
которые я упоминала выше, входили в мою школьную программу
Я честно завидую.

Вот пример документации: transformations.russian-literature.com/pdf/lite...

URL
2015-07-31 в 16:12 

четверг,12-е
И один в поле воин, если знает, что он один /// - Objection, soldier? - No... Sir!
Для статистики - школа города Киев, окончила ее в 2005 году.
У нас было две литературы - украинская (нудятина ужасная) и зарубежная. В зарубежную напихали всех подряд, и очень много в программе было русских авторов. Отдельный интерес у меня вызвало то, что Гоголя, который родился на Украине, часть жизни провел тут, и писал об Украине - относят к русским писателям. А Шевченко, хотя тоже жил потом в Петербурге - писатель украинский. Но может там какая-то мудреная система)
Из зарубежных книг помню:
- Робинзон Крузо
- книги о Шерлоке Холмсе (задали буквально пару рассказов, но я взахлеб прочла все 4 тома о нем, которые были дома, и еще том фантастики Конан Дойля)
- Властелин мух - произвело отвратительное впечатление, очень мрачное и отталкивающее. Мы изучали эту книгу в 6 классе, и с тех пор я не могу решиться ее перечитать, хотя пишут, что ее можно рассматривать как антиутопию, а антиутопии я на данный момент просто обожаю.
- рассказы По - точно помню Колодец и маятник, тоже учили в классе 6-7, произвело сильное впечатление.
- О.Генри - Вождь краснокожих
- Марк Твен - Приключения Тома Сойера
- Рождественская песнь в прозе
Дон Кихот был, Божественная комедия, Фауст, Декамерон, Хемингуэя вроде бы что-то, возможно, Ремарк. Шекспир, Джек Лондон.
Библия, Коран, японская поэзия, мифы и легенды разные.

Из российских произведений запомнились:
Голова профессора Доуэля
Мастер и Маргарита (который учится в 11 классе, а я этот роман начала читать и перечитывать класса с 8, и очень рада, что познакомилась с ним сама, а не в школе).
Превращение - вызывает жуткие воспоминания.
Преступление и наказание, Война и мир. Пушкин, Чехов.

Огромный минус всего - что на произведение выделялось очень-очень мало времени. Например, Мастера и Маргариту мы разбирали два урока. Все было очень формально, ломанно, без души. Многие произведения читались не полным текстом, а по критике, о том, как писались сочинения - вообще молчу. Да, на лето выдавали список литературы, но мне например запомнился один момент. Кроме прочего, в списке однажды был роман "Красное и черное", насколько я помню, он был огромный. Так вот, на первом занятии о нем сказали всего одно предложение - и все, больше к роману не возвращались. Вопрос - зачем было тратить на него свое время? С учетом того, что после 5-6 класса эти списки литературы становились все более ненавистными, скучными, висели над душой и только огорчали.
Еще - очень часто украинский перевод книг был просто ужасен, использовались слова и обороты, которые совершенно не звучат в повседневной разговорной речи. Читать было очень сложно.

2015-07-31 в 16:51 

С уважением, Сергей Николаевич
четверг,12-е,
Из российских произведений запомнились: Голова профессора Доуэля
Беляев, конечно, один из основоположников русской(советской) научной фантастики. Но не настолько, что бы включать его в школьную программу. Хотя, я сам познакомился с творчеством Беляева в школьные годы, но не из школьной программы.

URL
   

главная